Над созданием сувениров сейчас активно трудятся в Вознесенском районе. Земля традиционно славится мастерами, изготавливающими нарядных матрешек. Как создаются русские красавицы? И какие их образы сегодня наиболее популярны? В поселок Вознесенское отправилась Дарья Соловьева.
– Вот получается у нас такая заготовочка, это верх матрешки, следующий станок точит низа, они совместно на паре работают.
В токарном цехе липовые брусочки обретают форму. Эту заготовку будет расписывать художник. Традиционная матрешка – пятиместная, её “рост” порядка 18-ти сантиметров. Виктор Грунин вытачивает фигурку третьего ряда. Размер изделия определяет норму выделки за смену:
Виктор Грунин, Мастер токарного цеха: Чем больше матрешка, тем норма меньше, допустим, если пятый ряд, – то 2 с половиной тысячи – норма в смену, четвертый ряд – три тысячи, третий – 3 с половиной , ну и так доходит – самый малый ряд – 6 с половиной тысяч.
А дальше начинается волшебство. Безликие фигурки “расцветают” в руках профессиональных художниц
Так, морозные узоры – на зимней матрешке. Фигурку из серии “времена года” расписывает Кристина Дегтярева. Говорит, вариантов узора – множество. Это старорусские, сказочные, цветочные мотивы. Есть куклы с изображением зверей или даже диснеевские матрешки. В среднем одна художница украшает до 25-ти ремесленных поделок в день. Казалось бы, повторов не избежать. Но для мастериц каждая матрешка – особенная и неповторимая:
Кристина Дегтярева, Художница: Не встретите две одинаковых матрешки, никогда! Когда уже подходит дело к концу и вы видите очертания, естественно, что-то просыпается, ведь каждая матрешка попадет в руки к какому-то человеку, ребенку, и хочется, чтобы она принесла ему какую-то радость!
В новогодние праздники в матрешки превратили Деда Мороза, Снегурочку, снеговика. Рисуют в художественном цехе и символ года – тигра. Сувениры от вознесенских мастеров сегодня известны не только в России, но и зарубежом. Выход на европейский уровень во многом стал возможен благодаря участию нижегородского предприятия в нацпроекте “Международная кооперация и экспорт”.
Алексей Ребежкин, Исполнительный директор компании по изготовлению матрешек: До пандемии мы поставляли свою продукцию в более чем 40 стран, ежемесячно – это поставки 18-20 стран, сейчас туристический сегмент рынка восстанавливается. США – наибольшую долю имеет, дальше мы поставляем в Канаду, Сингапур, Европу.
Удержать бизнес “на плаву” помогли и региональные программы поддержки:
Евгений Лухманов, Совладелец компании по изготовлению матрешек: Помогло нижегородское правительство, в частности Минпром, который помог получить льготный кредит. Здорово, что это произошло как раз перед коронавирусом, в тот период, когда у нас большая часть продаж просела и если бы у нас этой поддержки не было, нам было бы совсем туго.
Впереди – новые горизонты. К примеру, совсем недавно русских красавиц с “нижегородской пропиской” представили на выставке в Австрии.
Еще больше новостей смотрите в проекте “Вести-Приволжье”
Подписывайтесь на наш Telegram: https://t.me/gtrk_nn и на наш YouTube
11 января 2022 года. ГТРК “Нижний Новгород” (видео)