Татьяна Колпакова
За время Великой Отечественной войны на территории Горьковской области было сформировано 79 соединений и частей Красной армии. Сражались наши земляки на всех фронтах. Солдаты 160-й стрелковой дивизии ушли на фронт в числе первых. О тех, кто пал на поле боя и о тех, кто вернулся – в сюжете Татьяны Колпаковой.
Array ( [480] => /upload/iblock/e8c/03jzytncmd74waybj50zknobpbas0rkn/zastyvshie_slezy_voyny_480_m.mp4 [360] => /upload/iblock/96c/gxry9mbkzy2ftmwsr6vy4on1chbvxnm9/zastyvshie_slezy_voyny_360_m.mp4 [240] => /upload/iblock/e35/sargjkmto6nlm6ojk1qtump9rlatfiwv/zastyvshie_slezy_voyny_240_m.mp4 )
160-я стрелковая дивизия, сформированная из жителей Горьковской области, ушла на фронт в июне 1941. Летом солдаты вели тяжелые оборонительные бои в Белоруссии – попадали в окружение, несли большие потери, но продолжали героически сражаться. Их подвиг увековечен в памятном знаке в городе Чаусы. На гранитной плите выбиты страшные цифры – с 13 июля по 10 августа больше 9 тысяч человек были убиты, ранены, пропали без вести или оказались в плену.
Этому подвигу посвятил свою повесть Александр Умнов из Воскресенского округа. Называется она – “Застывшие слезы войны”.
Александр Умнов – Внук участника Великой Отечественной войны Александра Умнова: Например, Могилев они обороняли практически месяц. Понимаете вот. Очень тяжело это было. 160-я стрелковая дивизия она пришла разрозненная. Не было связи, штаб приехал потом. Один полк прибыл позже. Немцы там что-то перерезали. То есть фактически дивизия она полностью не воссоединилась.
Работу над повестью Александр начал почти 10 лет назад – собирал фотографии, документы, общался с родственниками солдат и командиров. Повесть не документальная, но передает атмосферу, чувства и мысли солдат, которые ушли на войну в числе первых. Среди
Из Воскресенского округа в 160-ю стрелковую дивизию определили земляков Петра Кандина и Михаила Лапшина. Оба попали в плен. Были в концлагере Бухенвальд. После – трудились в немецком хозяйстве. Держались вместе.
Сергей Лапшин – внук Михаила Федоровича, вспоминает, дед рассказывал, как стоял в очереди в крематорий. Когда фашисты дали команду расходиться, впереди Михаила Федоровича оставалось всего 3 человека. Между жизнью и смертью в плену находился все 5 лет. На помощь приходил товарищ – Петр Кандин. Дважды спасал его от смерти.
Сергей Лапшин – Внук участника Великой Отечественной войны Михаила Лапшина: Он говорил, когда евреев отбирали. Подозрение было , что типа дед еврей. А Петр Кандин он по-немецки мало мало понимал, разговаривал. И он с офицером поговорил. И он его вернул. А остальных, кого отобрали, их расстреляли, а второй раз вот он их от голодной смерти. Очистки в сапогах носил.
Вера Петровна – дочь Петра Кандина. Говорит, до последних дней жизни ее отец был сильным, волевым и энергичным. Самые тяжелые моменты времени хранили глубоко в памяти – рассказывали немного.
Вера Мокичева – Дочь участника Великой Отечественной войны Петра Кандина: Рассказывал сквозь слезы, как они там были. Спали под открытым небом на земле. Дождь говорит идет, а мы лежим, кругом вода. Кормили свекла, морковь – вот такое. И все в таком виде. Во он так немного рассказывал. У него сразу слезы.
После войны Петр Кандин и Михаил Лапшин создали большие семьи. 5 детей, 8 внуков и 12 правнуков у Петра Ивановича. 4 детей, 8 внуков и 18 правнуков – у Михаила Федоровича. Теперь они хранят немногочисленные, но такие важные воспоминания героев своих семей.
12 мая 2025 год ГТРК «Нижний Новгород» (видео)
Автор: Татьяна Колпакова