«За мирный протест по нам бьёт тяжелая артиллерия»: друг Славиной рассказал, за что преследуют активистов

По его словам, в деле может присутствовать политический заказ

Поделиться

Михаил Иосилевич — владелец кафе «То самое место», также известного как Храм Летающего Макаронного Монстра. Долгие годы он дружил с погибшей журналисткой

Фото: Наталья Бурухина

Преследования активистов со стороны правоохранительных органов в Нижнем Новгороде не закончились даже после того, как в городе произошла страшная трагедия — самоубийство журналистки Ирины Славиной. Она была одной из шести человек, у которых прошли обыски по подозрению в сотрудничестве с нежелательной в РФ организацией «Открытая Россия». Все они прошли в один день — утром 1 октября, и, как полагают друзья и близкие погибшей, могли повлиять на её решение уйти из жизни.

Как рассказал нам её друг, владелец кафе «То самое место» Михаил Иосилевич, после её смерти давление на других фигурантов дела только усилилось — завтра его вызывают в Следственный комитет, для того чтобы предъявить обвинение по статье 284.1. Мы пообщались с нижегородцем и узнали от него новую версию причин преследования нижегородских активистов правоохранительными органами.

СЮЖЕТ

Самосожжение Ирины Славиной

Храм Летающего Макаронного Монстра (ХраЛЛМ), несмотря на звучное название — совсем не приметное место в центре Нижнего Новгорода. Настолько неприметное, что даже называется это кафе «То самое место». Такое, что называется, для своих.

Свои там бывают всякие: выступают стендаперы, собираются пастафариане (что логично), частенько заходят и люди свободных, в том числе и оппозиционных взглядов. Владелец кафе, вискарий ХраЛЛМа Михаил Иосилевич этого не скрывает — его собственные воззрения вполне сходятся с позициями его посетителей. Обычно он не прочь привлечь к себе внимание и горазд на весёлые выходки: например, не так давно стал первым человеком в России, кому разрешили иметь в водительских правах фотографию с дуршлагом на голове. Но недавно он привлёк внимание всей страны далеко не по забавному поводу: он стал одним из фигурантов дел о сотрудничестве с нежелательной в РФ организацией — движением «Открытая Россия», основанным Михаилом Ходорковским. По этому же самому делу прошёл обыск и у нижегородской журналистки Ирины Славиной, которая на следующий же день устроила акт самосожжения у главного здания МВД в центре Нижнего Новгорода.

Храм Летающего Макаронного Монстра — это кафе в центре Нижнего Новгорода. Здесь нередко собираются люди свободных взглядов

Фото: Наталья Бурухина

Ни у Славиной, ни у Иосилевича, по их словам, так и не было найдено ни одного свидетельства их сотрудничества с «Открытой Россией», однако даже после произошедшей трагедии преследования других фигурантов не закончились. Следствие всё так же настаивает на своей версии, и уже завтра Михаила Иосилевича вызывают для того, чтобы из подозреваемого сделать его уже обвиняемым.

— Сейчас многие говорят о том, что Ирина пожертвовала собой ради нас, что сейчас всё это закончится. Только несмотря на, как я считаю, её героический поступок, ничего не кончилось. Те люди, которые на меня, на всех нас, фигурантов дела, оказывали давление, не только не остановились, но и начали гнуть свою линию с новой силой. Меня вызывают не для того, чтобы закрыть дело, чтобы принести извинения и соболезнования, может быть, признать свои ошибки, а для того, чтобы официально выдвинуть мне обвинение. В статье, по которой мне завтра хотят предъявить обвинение, есть отдельный пункт. Он гласит, что если человек добровольно отказывается от сотрудничества с нежелательной организацией, то он освобождается от уголовного преследования. Следователи не нашли никаких доказательств того, что я как-то связан с «Открытой Россией», но на всякий случай мы с адвокатом написали письменный отказ от сотрудничества в произвольной форме. Но даже это следователь просто проигнорировал.

Не помогло, как утверждает нижегородец, даже то, что один из тех, кто написал заявления на них, резко решил отозвать свои показания после самоубийства журналистки:

— Меня сильно возмущает и злит всё происходящее. То, что, несмотря на все предоставленные показания и аргументы, вместо закрытия дела мне хотят предъявить обвинения, даёт мне основания полагать, что все дело слеплено на заказ и ничем не обосновано. Раньше это тоже было очевидно, но сейчас это стало уже вопиюще. Я фактически дал следствию все возможности выйти из этой сложившейся ситуации с наименьшими имиджевыми потерями: просто прекратить, принести соболезнования и извинения за случившееся с Ириной и всеми нами. Есть письменный отказ, есть показания свидетелей, есть даже отзыв показаний от одного из тех, кто писал донос. В понедельник мой адвокат опрашивал человека по фамилии Грач. По его показаниям, а также ещё троих человек было составлено уголовное дело. Он заявил, что сам неверно понял информацию, его слова неверно трактовались, а протокол он подписал не глядя. К нему у меня, кстати, отношение нейтральное: он принес мне извинения и, как мне кажется, искренне хочет исправить что-то, хотя Ирину уже не вернуть. Но он и действиями тоже подтвердил хорошие намерения. Ну, а следователи ни в какую, не хотят и всё, завтра будут предъявлять обвинение. Всё это даёт мне основания полагать, что дело носит политический и откровенно заказной характер.

Новая версия причин трагедии

Первоначально многие полагали, что обыски у Славиной накануне её трагической смерти проходили из-за выборов, состоявшихся 13 сентября. Предположение казалось вполне уместным: 8 и 9 сентября полиция наведывалась в «То самое место» из-за подозрений в том, что в ХраЛЛМе якобы проводился тренинг по подготовке независимых наблюдателей на выборах под эгидой «Открытой России» (на самом деле тренинг проводился движением «Голос», формально никак не связанным с детищем Ходорковского). Это вполне объясняет последующие обыски у Иосилевича, который владеет заведением, а также ряда других активистов, присутствовавших на собрании. Только вот Ирина Славина из этого уравнения выпадает.

Дело в том, что самой журналистки в тот день в ХраЛЛМе не было. Это подтверждается не только свидетелями, но и нашими корреспондентами, которые в тот вечер вели репортаж с места событий. Да и всем её коллегам достаточно сложно представить, чтобы Славина участвовала в подготовке волонтёров — её политическая активность, как правило, проявлялась совсем в другом ключе.

В разговоре с нами Михаил Иосилевич выдвинул новую, и, нужно сказать, настолько же неожиданную, насколько и логичную версию о том, что могло послужить причиной уголовного преследования в отношении Ирины Славиной и других фигурантов дела.

Фото: Наталья Бурухина

— Я долго гадал, с чем всё это может быть связано. Может быть, я кого в плане религии обидел — вроде бы нет. Может быть, ещё кого. А потом я увидел, что Ирина говорила изданию Insider, и картина сложилась. Там она рассказала о том, что при обыске ей кто-то обмолвился о том, что всё это связано с протестами против застройки парка «Швейцария», и никакие выборы тут вообще ни при чём.

Такое Славина действительно говорила. В упоминаемом другом погибшей материале действительно фигурирует заявление журналистки о том, что обыск относился к данному делу. В тексте журналистка заявляет о том, что пришедшие к ней силовики были уверены в том, что протесты у парка проплачивались «Открытой Россией»:

«Заявлено, что якобы «Открытая Россия» финансирует эти массовые протесты, в то время как люди выходят совершенно добровольно и каждый вторник встают в живую цепь возле парка. Я как журналист не могу пройти мимо этих событий и писала об этом. Более того, я дважды вставала в цепь сама, потому что происходящее не может не затрагивать меня как жителя Нижнего Новгорода и гражданина. Это возмутительная ситуация, этот распил на четыре миллиарда рублей», — цитирует Ирину Славину The Insider.

По словам Иосилевича, все шестеро фигурантов дела о сотрудничестве с нежелательной организацией были участниками протестов у «Швейцарии». И только это объединяет с ними Ирину Славину, ведь на лекции в ХраЛЛМе были только четверо из них.

— Ирина Славина была не просто рядовым журналистом, она была очень хорошо информирована. У неё были серьёзные источники в очень многих ведомствах, многие люди рассказывали ей внутреннюю информацию. Вопросами парка «Швейцария» она занималась плотно, и в то же время выходила на протесты, стояла в живой цепи как рядовой гражданин. Как журналист она освещала их и всё происходящее, просто как человек — выступала решительно против той карательной застройки, которая там происходит в настоящий момент. И, конечно же, этим она раздражала и власти, и правоохранительные органы. Если она говорила это, то точно основываясь не только на том, что ей рассказали во время обыска. Я нашёл один из прямых эфиров, на котором есть все те люди, на которых завели дела, включая неё. И, как это ни странно, только одно это и связывает всех нас в плане возбуждённых уголовных дел. Кто-то там и правда уверен, что живые цепи, эти акции, где люди просто стоят с фонариками, спонсирует «Открытая Россия». Это же просто какой-то бред.

Дело против нижегородцев — московский заказ?

Нижегородец предполагает, что дело, возбуждённое против них — заказное, причём корнями оно уходит в столицу. По его словам, только так можно объяснить настолько пристальное внимание правоохранительных органов.

— Нас, активистов, выступающих против застройки «Швейцарии», всего 300, 500, ну максимум — тысяча человек. В масштабе нашего города это очень мало. И эти люди — самый лучший пример гражданского общества, который только можно встретить. Люди стоят, ничего не ломают, не приносят никаких транспарантов, просто мирно стоят с фонариками у забора, даже ходу работ не мешают. Но, видимо, мы так умудрились напугать кого-то, застройщика или тех, кто за ним стоит, что на нас пустили всю тяжёлую артиллерию и танки — полицию, Следственный комитет, продажную прессу. Я интересовался, кто является выгодоприобретателем компании ЕКС, того самого застройщика, и, как я полагаю, это Ротенберг. Только у Ротенберга как предполагаемого владельца ЕКС есть и возможность, и финансовый интерес организовать столь сокрушительную атаку на активистов. Видимо, там, в Москве, попросили разобраться, ведь если людям удастся добиться изменения проекта реконструкции парка, то застройщик потеряет огромные деньги. Ну, а у нас решили всё просто: увидели на акциях знакомые лица и решили «подтащить» их под «Открытую Россию». Если честно, меня просто трясёт от несправедливости того, что происходит.

NN.RU следит за развитием ситуации и продолжает разбираться в причинах случившейся трагедии. Все подробности и дополнительную информацию вы сможете найти в нашем сюжете.

Источник

Comments (0)
Add Comment