Активная фаза реставрационных работ идет в здании Литературного музея-филиала МБУК «Государственный музей А.М. Горького» на ул. Минина, 26. Глава города Юрий Шалабаев сегодня проинспектировал ход работ.
Юрий Шалабаев осмотрел работу реставрационных мастерских, расположенных в цокольном этаже здания, а также проверил ход работ в Белом, Бархатном, Каминном зале, будуаре и др.
Как отметил глава города, подрядчик выдерживает график производства. «Аварийно-восстановительные работы выполнены уже на 100%, лепнина сделана на 90%, стены восстановлены почти на 80%, также практически завершены большая часть подготовительных работ к чистовой отделке. Работа проведена сложная, можно сказать, ювелирная», – отметил Юрий Шалабаев.
По словам специалиста по обследованиям и реставрационным технологиям ООО ПРК «Гемера» Дмитрия Львова, в здании была проделана очень колоссальная работа, масштаб которых трудно оценить. «Здание Литературного музея нас все время удивляет своими конструктивными и художественными особенностями. Нами была проведена колоссальнейшая работа по конструктиву деревянного здания. Оно стоит на каменном подклете, а сама конструкция бревенчатая, вместе с бревенчатой кровлей и с вентилируемым цементным фасадом. Для конца XIX века – это редкое явление. Нам нужно было, не развалив монолитный фасад, восстановить прогоревшие части стен и крышу. Мы это сделали, сохранив конструктив здания: балки, перекрытия, накаты, бревна. Для этого мы адаптировали старое дерево со старым «новым» деревом, которое мы находили в разных местах, где только можно», – пояснил Дмитрий Львов.
Также он рассказал, что еще одним вызовом для реставраторов стала лепнина в наиболее пострадавшем от пожара Белом зале. «Зал был в плачевном состоянии. Гипсовая лепнина при пожаре очень пострадала. Фактически там пришлось пазлы собирать из кусочков, снимать где-то, где-то закреплять. Это была огромная работа. Сейчас уже ничто не говорит, как было «до», но мы видим прекрасный результат», – поделился Дмитрий Львов.
Кроме того, специалист рассказал, что был потрясен дверьми, которые установлены в здании. «Двери здесь двусторонние, каждая сторона сделана для того помещения, в котором установлена. И для каждой стороны применены свои материалы», – добавил Львов, пояснив, что как только закончатся работы по подготовке стен, потолков, полов, реставраторы приступят к завершающей фазе отделочных работ, например, золочению и серебрению лепнины на потолках.
Как заявил глава города, реставрационные работы идут не только в мастерских Нижнего Новгорода, но и Москвы. Тканевые интерьеры буквально по крупицам собирают в центре Грабаря. «Когда реставраторы закончат восстановление, тканевые элементы привезут и установят в Бархатном зале музея. Отмечу, что реставраторы сейчас восстанавливают не только то, что было утеряно во время пожара, но и то, что не смогли сохранить в советское время. Например, в будуаре восстановлена по документам и фотографиям лепнина на стенах. С наступлением устойчивых плюсовых температур продолжится работа на фасадах, будет восстановлен внутренний двор и терраса, на них у музейных работников свои планы», – отметил Юрий Шалабаев.
По словам заведующей Литературным музеем Елены Агафоновой, сотрудники музея с трепетом, волнением и вниманием смотрят за реставрацией. «Мы работаем вместе с реставраторами, предоставляем им материалы, исторические фотографии, которые хранятся в фондах нашего музея. То есть мы тоже вместе с ними работаем над историей этого дома, который очень-очень любим, в котором музей прожил и проработал более 90 лет», – отметила Агафонова, добавив, что уже думают над расширением экспозиции музея.
«У нас появилось очень современное фондохранилище, поэтому все помещения, где раньше размещались фонды, мы откроем для посетителей. В цокольном этаже будет организована литературная гостиная, из которой можно будет выйти в сад. Будет организована экспозиция и в сейфовой комнате, где ранее хранились ценные экспонаты музея. Есть еще интересные подвальные помещения, мы с посетителями туда тоже планируем спускаться. Кроме того, задействуем и часть музейного двора, расположенного на территории бывшего Бурмистровского сада. Сейчас думаем над интерактивными экспозициями», – подытожила Елена Агафонова.
Ранее сообщалось, что глава города Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев вместе с музейными работниками открыл культурно-просветительский отдел Литературного музея А.М. Горького «ГорькийЦентр» с функцией фондохранилища. Он стал четвертым филиалом Государственного музея А.М. Горького и разместился по адресу ул. 40 лет Победы, д.4. Это первое в муниципальных музеях Нижнего Новгорода фондохранилище такого уровня.
Справка.
Государственный музей А.М. Горького – первый в стране музей писателя, открытый в Нижнем Новгороде 20 мая 1928 г. Его история началась с Литературного музея (сейчас Литературный музей – филиал Государственного ордена Почёта музея А.М. Горького). Его первая экспозиция открылась для посетителей в трех комнатах Губернской библиотеки В.И. Ленина на Варварской улице и имела всего два отдела: «Творчество писателе-нижегородцев» и «Жизнь и творчество Горького. В 1934 году музей переехал в бывший купеческий особняк В.М. Бурмистровой, где находится в настоящее время.
Здание музея – объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов РФ регионального значения.
Особняк является образцом жилой купеческой постройки второй половины XIX века, выполненной в характерном для архитектуры того времени стиле академической эклектики с использованием мотивов русского барокко и элементов русского классицизма; сохранивший частично свой внешний облик и уникальные интерьеры. Здание деревянное, одноэтажное с цокольным этажом.