На Горьковском автозаводе беспилотные тягачи помогают повысить эффективность производства
Более 50 беспилотных тягачей трудятся на Горьковском автозаводе. Их цель — снизить долю ручного труда и повысить эффективность производства. За работой роботизированных помощников наблюдала наша съёмочная группа. Анастасия Морозова расскажет подробнее.

Главный сборочный цех Горьковского автозавода. Здесь собираются сотни видов автомобилей. Поддерживать высокий темп производства рабочим помогают беспилотники. По 58 маршрутам они подвозят на конвейер 653 вида деталей — от фар до кабин. Роботы-тягачи — собственная разработка завода. Они собираются здесь же на 85% — из отечественных комплектующих.
Алексей Дорошенко, Начальник управления промышленной электроники Горьковского автомобильного завода: Принцип работы АТМ — это движение по магнитной ленте. Наше транспортное средство перемещается, считывая метки радиочастотной идентификации, при этом осуществляет выбор направления движения, скорости перемещения, захвата или отцепа груза и выбор зоны сканирования. Очень важный аспект, чтобы данное транспортное средство было гораздо безопаснее человека с погрузчиком либо других каких-то транспортных средств на предприятии.
При движении по маршрутам роботы собирают данные о собственной эффективности. На их основе специалисты перенастраивают логистику под актуальные задачи, используя принципы производственной системы ГАЗ.
Андрей Софонов, Директор Горьковского автомобильного завода: Ещё в начале 2000-х годов мы начали вплотную заниматься темой повышения производительности труда по инициативе Олега Дерипаски, мы начали внедрять производственную систему, которая была основана на принципах бережливого производства. Производительность выросла, можно сказать, в разы и каждый год на нашем предприятии производительность растёт на 5% и в эту систему, в эту работу вовлечены все сотрудники, включая людей, которые работают на сборочный конвейерах.
Технология автоматизированной логистики – от разработки роботов, написания их алгоритмов до внедрения на маршрутах – полностью создана на ГАЗе. Будущих специалистов в области робототехники завод готовит сам: от школьной скамьи до корпоративной IT-академии. В планах предприятия — создать более мощный тягач, который будет работать с тележками массой до трёх тонн, и внедрить робота, который сможет ориентироваться в цеху только при помощи лидаров без нанесения на пол магнитной ленты.
Чтобы не пропустить важнейшие новости: Telegram | MAX
04 декабря 2025 год ГТРК «Нижний Новгород» (видео)
